Юридические консультации и составление документов онлайн

Льготные лекарства

Как получить льготные лекарства и что делать, если их нет в аптеке

Организация охраны здоровья в нашей стране осуществляется, в том числе, путем обеспечения определенных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ). Многие, наверняка, слышали о такой помощи государства, возможно, кто-то сталкивался с ней напрямую, но не все до конца знают, какие лекарственные препараты считаются льготными, кто может их получить и как это сделать, поэтому рассмотрим эту тему ниже.

Какие лекарства считаются льготными?

У нас в стране существует перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее – Перечень), который ежегодно обновляется. Бесплатно или со скидкой можно получать препараты только из этого списка и только людям льготных категорий (в том числе детям первых трех лет жизни и инвалидам II группы).

Кто имеет право на льготные лекарства?

  • Во-первых, это федеральные льготники — получатели набора социальных услуг, не выбравшие получение лекарств в денежном эквиваленте, а также герои Советского Союза, герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, а в случае их смерти — члены их семей, и герои Социалистического Труда, герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой славы, если они отказались от ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Они могут получать все лекарства из перечня бесплатно.
  • Во-вторых, люди с некоторыми заболеваниями или состояниями. В зависимости от заболевания они могут получать бесплатно либо все препараты из перечня, либо только те, которые необходимы для лечения их заболевания, либо только те, которые лечат симптомы их заболевания или состояния.

Полный перечень категорий граждан, которые имеют право на получение бесплатных лекарств, можете посмотреть тут.

Как Вы можете получить эти льготы?

На такое лекарство необходим врачебный рецепт, это обязательное условие! Обращаться нужно в соответствующие государственные медицинские организации (городские больницы, поликлиники, диспансеры), в которых врачи имеют право выписывать льготные рецепты. Как правило, в городских поликлиниках выписать рецепт проблем не составит (составит проблемы заветное лекарство по этому рецепту получить).

Лекарства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания (для детей-инвалидов) отпускаются только из государственных аптек, их адреса Вы можете узнать в поликлинике, в которой Вам рецепт был выписан.

Срок действия рецепта на льготные лекарства

Гражданину отводится 30 календарных суток для использования своего права на получение льготных лекарств. Именно столько действует выдаваемый рецепт. Отсчет ведется с даты выписки документа.

Если гражданину нужны лекарства, которые нельзя приобрести на весь курс лечения, например, по причине небольшого срока годности, то доктор выписывает ему сразу несколько рецептов. При этом на каждом из них прописывается период с одной даты до другой, когда по нему можно забрать препарат из аптеки. Как правило, такая практика распространяется на средства, чей срок хранения не превышает 10 суток.

Когда аптека вправе отказать в выдаче лекарства?

Фармацевт государственного аптечного пункта может отказать в выдаче лекарственного средства бесплатно, если:

  • срок действия предъявленного рецепта закончился;
  • запрашиваемый препарат не соответствует лекарственному средству, указанному в рецепте;
  • у гражданина отсутствует рецепт;
  • в содержании рецепта не указано, что он предназначен для получения лекарственных средств бесплатно на основании оформленной преференции.

Во всех остальных случаях фармацевт не вправе отказывать в предоставлении лекарственных препаратов гражданину.

Что делать, если в аптеке говорят, что льготного лекарства нет?

Очень часто к нам обращаются люди, которым не выдают льготные лекарственные препараты, ссылаясь на их отсутствие в наличии. Мол нет и все, когда будет не знаем, идите отсюда. И что с этим делать никто не объясняет. Молча уходить обратно со своим рецептом и без лекарств точно не нужно.

Если Вы пришли в аптеку и Вам сообщили, что необходимого Вам препарата нет в наличии, то Вы можете посетить любой другой государственный аптечный пункт, где выдаются льготные препараты, находящийся в Вашем муниципальном образовании. Но необходимо согласование руководителей двух пунктов между собой. Каких-то заявлений и документов Вам при этом заполнять не нужно, Вы просто уточняете этот момент у фармацевта или непосредственно у руководителя.

Бывает, что необходимый препарат есть, но не в той дозировке, которая Вам необходима, то Вы можете получить лекарственное средства меньшей концентрации в большем количестве (рассчитывается пропорционально числу экземпляров, указанных в рецепте, с этим расчетом справится фармацевт).

ВАЖНО: Если в аптеке, наоборот, отсутствует препарат в малой дозировке и есть только экземпляр высокой концентрации, то произвести замену не получится. В таком случае гражданин должен посетить другой аптечный пункт, согласиться на оформление заказа (выполняется в течение десяти суток) или же вновь обратиться к лечащему врачу за рецептом на получение препарата в большей дозировке.

Что должен сделать сотрудник аптеки при отсутствии лекарства?

Да-да, именно сотрудник аптеки, а не Вы!

Если Вы обратились в аптеку за получением льготного лекарства, но он отсутствует в наличии, аналог Вы брать не хотите, то фармацевт в этом случае должен:

  • Принять Ваш рецепт на получение препарата.
  • Зарегистрировать его по уникальному номеру в журнале неудовлетворенного спроса в статусе «отсроченное обслуживание».
  • Заполнить страницу препарата (указать необходимость его привоза) во внутренней компьютерной системе учета аптечного пункта.
  • Составить запрос на получение лекарственного средства и отправить его поставщику.

После получения запроса поставщик в свою очередь должен отреагировать. Есть два варианта:

  • если лекарство есть в наличии, то поставщик должен сообщить об этом и предоставить сведения о сроках доставки;
  • если лекарственного средства нет в наличии и в ближайшее время не ожидается, то поставщик также должен сообщить об этом.

Во втором случае, если возможности привезти препарат нет, аптечный пункт должен самостоятельно закупить лекарство. От гражданина опять же не требуется никаких действий. Затраты на самостоятельное приобретение аптекой в дальнейшем компенсируются из финансовых резервов государственного бюджета. Здесь важно – это проявить настойчивость, поскольку Вам вероятнее всего никто не потрудится рассказать, как процедура происходит, и Вы вероятнее всего пойдете и купите в частной аптеке препарат самостоятельно и за свой счет. Настоятельно не рекомендуем Вам так делать, поскольку обязанности аптеки никто не отменял и отсутствие лекарственного препарата не Ваша проблема, а руководителя аптеки!

В какой срок аптека обязана достать лекарства

Росздравнадзор регламентирует сроки доставки лекарственных средств от поставщика до конечного получателя. За их нарушение предусмотрена ответственность (штраф).

Если рецепт выписан лечащим врачом: срок, отведенный аптечному пункту на доставку препарата при его отсутствии, составляет 10 календарных суток. Отсчет периода начинается со дня, следующего за днем, когда гражданин обратился в аптечный пункт.

Если рецепт выписан врачебной комиссией: срок, отводимый на доставку, увеличивается до 15 календарных дней.

Куда подать жалобу, если аптека не доставила лекарства

Если по истечении отведенного срока (10 или 15 суток) препарат так и не был доставлен, или же если фармацевт аптечного пункта вовсе отказался принимать рецепт и регистрировать его в системе учета, гражданину следует действовать следующим образом:

  • попытаться урегулировать вопрос с руководством аптеки;
  • подать жалобу за нарушение федерального законодательства, предоставляющему гражданину право на получение льготных лекарственных препаратов.

Исходя из нашей практики, позвонить на горячую линию регионального министерства здравоохранения бывает порой достаточно, даже писать ничего не требуется, Вашу проблему выслушают и примут устную жалобу. Мы неоднократно решали подобные вопросы таким путем, поскольку иногда в аптеках, мягко говоря, «хитрят» надеясь на юридическую неграмотность граждан и «вешая на уши лапшу» отправляют их куда подальше. И ведь в большинстве случаев у них это получается. Были даже случаи, когда гражданину в лоб говорили о том, что он уже это лекарство по этому рецепту получил и выдавать отказывались, а гражданин тем временем получил этот рецепт только сегодня и никуда, кроме как в эту аптеку еще не ходил и уж тем более это лекарство не получал. Для чего это делается, мы думаем, что объяснять не надо, куда потом эти «полученные» льготные лекарства «уходят» и по каким каналам, это уже дело, пожалуй, касающееся правоохранительных органов. Но суть в чем, если Вы уйдете из аптеки без своего лекарства и внятного ответа фармацевта, то это будет крайне неправильная позиция. То, что Вам должны предоставить бесплатно, Вы должны бесплатно получить, пусть даже если для этого придется звонить, писать в различные инстанции.

Если наш метод с устной жалобой не сработает, Вы также можете составить ее письменно и направить в:

  • региональный Росздравнадзор – лично обращаться туда нет необходимости, на сайте есть раздел для обращений граждан, где Вы можете описать проблему и заполнить свои данные.
  • администрацию медицинского учреждения, где был получен рецепт – в каждой государственной больнице или поликлинике есть дежурный специалист, который уполномочен решать проблемы между гражданами и аптечными пунктами, выдающими льготные лекарственные средства населению;
  • ну и Прокуратуру – заявление следует составлять на имя организации или на должностное лицо, по чьей вине по мнению гражданина было нарушено его право использования положенной льготы.

Запомните главное, льготные лекарства, положенные Вам по закону, Вам обязаны предоставить и их отсутствие или нежелание по каким-либо иным причинам Вам их предоставлять — это не Ваша проблема, а проблема аптеки!

Была ли полезна наша статья? Если да, то будем рады лайки и комментариям!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

15 + двадцать =

Юридический сервис "Советник"

Юридические услуги оказывает индивидуальный предприниматель Романова Юлия Равильевна

ИНН 220418460146 ОГРНИП 321220200272759

visa card