Юридические консультации и составление документов онлайн

Обязанности потребителя

Каковы основные обязанности потребителя?

Все мы с Вами потребители в той или иной степени. И все наверняка слышали о Законе о защите прав потребителей (далее — Закон N 2300-1). А многие наверняка этот закон когда-либо применяли, поскольку общие тезисные моменты из закона знают и иногда даже «козыряют» ими многие. Но большинство, порой, забывают, что у потребителя помимо прав существуют также и обязанности. И сегодня нам хотелось бы напомнить Вам об обязанностях потребителя, рассмотреть каковы они при покупке товара, выполнении работ и оказании услуг.

Итак, для начала определимся с Вами кто же такой потребитель, хотя все прекрасно понимают, о ком идет речь, но законодательно это понятие закреплено так:

потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

По общему правилу обязанности потребителя определяются, в частности, заключенным потребителем договором (например, договором возмездного оказания услуг или же кредитным договором), а также законодательством РФ.

Отметим, что стороны вправе предусмотреть в договоре любые условия (в том числе условия, определяющие обязанности сторон), но не противоречащие, в частности, норме Гражданского кодекса РФ о свободе договора и общим принципам, установленным законодательством РФ.

Рассмотрим основные обязанности потребителя, которые возникают при приобретении товара по договору купли-продажи, оказании ему услуг по договору возмездного оказания услуг или выполнении для него работ по договору подряда.

Основные обязанности потребителя при приобретении товара

В случае приобретения товара по договору купли-продажи потребитель обязан, в частности:

• разумеется оплатить товар (п. 1 ст. 454, п. 1 ст. 485, ст. 500 ГК РФ);
• принять товар (п. 1 ст. 454, п. 1 ст. 484 ГК РФ);
• привлечь продавца к участию в деле в случае предъявления третьим лицом иска об изъятии товара (ст. 462 ГК РФ);
• известить продавца о передаче потребителю товара в количестве, превышающем указанное в договоре (п. 2 ст. 466 ГК РФ);
• известить продавца о нарушении продавцом условий договора о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в установленный срок, а если такой срок не установлен — в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара (п. 1 ст. 483 ГК РФ);
• возвратить товар с недостатками в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за товар суммы. Возврат товара осуществляется по требованию продавца и за его счет (п. п. 5, 6 ст. 503 ГК РФ; п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1);
• возвратить товар в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за товар суммы в связи с непредоставлением продавцом возможности незамедлительно при заключении договора получить информацию о товаре (п. 1 ст. 12 Закона N 2300-1);
• возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Такая обязанность возникает при наличии спора о причинах возникновении недостатков товара в случае, если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель) (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-1);
• доплатить разницу в ценах при замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен (п. 2 ст. 24 Закона N 2300-1).

Основные обязанности потребителя при оказании ему услуг

В случае оказания потребителю услуг по договору возмездного оказания услуг потребитель обязан, в частности:

• оплатить оказанные ему услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ; ч. 1 ст. 37 Закона N 2300-1);
• оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по договору, в случае одностороннего отказа от исполнения договора (п. 1 ст. 782 ГК РФ; ст. 32 Закона N 2300-1);
• возвратить результат услуги, если это возможно по ее характеру, в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за услугу суммы в связи с непредоставлением исполнителем возможности незамедлительно при заключении договора получить информацию об услуге (п. 1 ст. 12 Закона N 2300-1).

Основные обязанности потребителя при выполнении для него работ

ADS ID — 109480_1636456142

В случае выполнения для потребителя работ по договору подряда потребитель обязан, в частности:

• принять и оплатить выполненную работу (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 730 ГК РФ; ч. 2 ст. 37 Закона N 2300-1);
• оказывать подрядчику содействие в выполнении работы (п. 1 ст. 718 ГК РФ);
• предоставить материалы, оборудование, техническую документацию или подлежащие переработке (обработке) вещи, если предусмотрено выполнение работ с использованием материалов, оборудования, технической документации, вещей, которые находятся у потребителя (п. 1 ст. 719 ГК РФ);
• оплатить подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения договора, и возместить подрядчику расходы, произведенные до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы (п. 2 ст. 731 ГК РФ; ст. 32 Закона N 2300-1);
• возвратить результат работы, если это возможно по ее характеру, в случае отказа от исполнения договора и заявления требования о возврате уплаченной за работу суммы в связи с непредоставлением подрядчиком возможности незамедлительно при заключении договора получить информацию о работе (п. 1 ст. 12 Закона N 2300-1);
• при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (п. 1 ст. 720 ГК РФ);
• в случае обнаружения после приемки работы отступлений в ней от договора или иных недостатков, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытых недостатков), в том числе таких, которые были умышленно скрыты подрядчиком, известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении (п. 4 ст. 720 ГК РФ).

Все указанные в материале обязанности, являются законодательно установленными, не больше ни меньше. Обязанности потребителя определяются, как правило, договором, заключенным потребителем в связи с приобретением товара или заказом работ (услуг), и законодательством РФ.

Так что, сталкиваясь каждый день с потреблением товаров, работ и услуг, мы вступаем в правовые отношения и главное в них это знать не только свои права, но и свои обязанности, чтобы не попасть в просак и не остаться без денег и без товара (работы, услуги).

Была ли полезна наша статья? Пользовались-ли когда-нибудь Законом о защите прав потребителей? Знаете ли свои права и обязанности?

Не скупитесь на лайки, ведь Вам не сложно и нам приятно, особенно если мы видим, что наше так называемое творчество многим полезно и интересно!))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 + 20 =

Юридический сервис "Советник"

Юридические услуги оказывает индивидуальный предприниматель Романова Юлия Равильевна

ИНН 220418460146 ОГРНИП 321220200272759

visa card