Юридические консультации и составление документов онлайн

Основные летние нововведения в работе приставов

Вступившие в силу с 20 июня 2022 года нововведения в работе приставов

Еще в декабре прошлого года был принят закон №417-ФЗ, которым внесены изменения в отдельные виды законодательных актов, в том числе и знакомый многим Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве«, а также в Гражданский кодекс РФ в части некоторых понятий, связанных с исполнительным производством.

С 20 июня 2022 года данный закон вступил в силу, рассмотрим изменения, которые напрямую коснутся работы приставов и, соответственно, должников с взыскателями тоже.

Как мы с Вами знаем, система исполнительного производства у нас несовершенна, от слова «совсем» и впечатления о работе приставов далеко не самые положительные, мы об этом уже писали во многих наших материалах. Почему приставы плохо работают?! Вопрос, тревожащий многих, кто с ними так или иначе связывался. Норматив на одно пристава составляет около 1 тыс. дел одновременно, и судя по всему качественно сопровождать такой объем у них не получается, и вся концентрация рабочего процесса вокруг бумажной работы и отписок, а взыскание, как таковое, уходит на задний план. Но разве нас это должно волновать?! Как говорится: кто на что учился.

Нововведения намерены подправить такую ситуацию.

Автоматизация исполнительных производств

Автоматическое возбуждение, прекращение исполнительных производств:

Новые изменения, предусматривают принятие ФССП в автоматическом режиме (то есть без участия должностного лица) решений по вопросам возбуждения и отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания, приостановления, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов и других решений. При этом следует отметить, что такой режим будет касаться только безусловных решений, не требующих личного участия судебного пристава-исполнителя (к примеру, автомобильные штрафы, возбуждение производства здесь будет происходить на основе данных ГИБДД и казначейства, получаемых автоматически).

Автоматическое снятие ограничений при оплате долга:

Сколько нервов потрачено, сколько сделано звонков в службы ФССП, сколько заявлений и жалоб написано за нашу практику, касающихся элементарного снятия ограничений и запретов по погашенному долгу?! Иногда хочется завести блокнот с такой статистикой, но есть ощущение, что он быстро закончится.

Самая простая из всех процедур в исполнительном производстве — это снятие ограничений по итогу оплаченной задолженности, но какая она по факту выходит тяжелая. Казалось бы, пристав готовит постановление о закрытии производства в связи с погашением задолженности и вводит эти данные в базу. Дело 10 минут. НО! Кто бы еще отслеживал, когда этот долг оплачен?! И даже если должник сам направил заявление, приложил к нему подтверждающие документы, позвонил…раз 500… в лучшем случае ограничения снимут где-то дней через 30, а то и позже.

Сейчас же из этого процесса пристава хотят исключить, как лишнее звено. Долг оплачен, ограничения сняты, все счастливы. Больше всего надеемся, что именно это нововведение будет активно работать.

Идентификация сторон при рассмотрении судами споров

Это для недопущения взысканий с так называемых «двойников».

Для этого предлагается использовать подход, при котором идентификационные данные должника будут указываться взыскателем в случае, если они ему известны. В то же время, если взыскателю неизвестны дата и место рождения должника, а также один из необходимых идентификаторов личности, об этом должно быть указано в заявлении. Отсутствующая информация будет запрашиваться судом в рамках информационной системы межведомственного взаимодействия у органов, в распоряжении которых находятся соответствующие сведения (Пенсионный фонд Российской Федерации, налоговые органы, органы внутренних дел). В этом случае срок вынесения судебного приказа, а также срок принятия искового заявления к производству исчисляется со дня получения такой информации. На практике, кстати, это уже замечательным образом применяется.

При поступлении в органы принудительного исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем будет проводиться проверка наличия всех необходимых сведений, позволяющих однозначно установить личность должника, в отношении которого будет осуществляться принудительное исполнение. В случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника, исполнительный документ возвращается судебным приставом-исполнителем в суд либо в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, о чем уведомляется взыскатель.

Предлагаемый подход позволит получать идентификационные данные должника без возложения на граждан каких-либо дополнительных обязанностей по истребованию сведений, а также исключить случаи ошибочного совершения исполнительных действий в отношении лиц, не являющихся должниками.

Самый главный пристав субъекта

Кроме того, Федеральным законом предусматривается создание специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня, а также устанавливается, что его руководитель является главным межрегиональным судебным приставом, который обладает правами, исполняет обязанности и несет ответственность главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

Чтож, изменения в силу вступили, комментарий по их внедрению в рабочий процесс приставы пока не дали, да и как применяют в работе тоже пока еще неизвестно. Надеемся, что все-таки это в какой-то степени облегчит жизнь тем, кто так или иначе с приставами контактирует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

10 − 1 =

Юридический сервис "Советник"

Юридические услуги оказывает индивидуальный предприниматель Романова Юлия Равильевна

ИНН 220418460146 ОГРНИП 321220200272759

visa card